Отболело да успокоилось,
И обратной дороги нет.
Нам встречаться с тобой не стоило
После стольких прошедших лет.
Но за облаком, где- то выше,
Развлекается старый Бог,
Тем, что сводит внезапно бывших,
И один из них одинок.
И, так кстати, не вышло сказки
Уже в новой твоей семье -
Можно плакаться, без опаски
Быть замеченным во вранье.
Можно смело твердить о суке,
Помешавшей случиться счастью...
Одним словом, все карты в руки -
Кинешь правильно - лягут мастью.
И с надеждой мне смотрят в душу,
Словно прежде, твои глаза...
Зря стараешься - нам не нужно
Ничего возвращать назад.
Нет при взгляде на день вчерашний
Ностальгии или тоски.
И плевать мне с высокой башни,
Кто стирает твои носки.
Как бы ни было нынче тошно мне,
Не ищи во мне прежних чувств,
Всё прошло, и обратно в прошлое
Я ни капельки не хочу.
Ничего из того, что помнится
Не получится повторить.
Бывших жён не берут в любовницы -
Вот и ты меня не бери.
Олег Русских
Они были очень разными. Оба они посвятили свою жизнь искусству. Оба обрели всемирную славу. Две невероятные по силе личности, которые, тем не менее, обрели счастье и гармонию рядом друг с другом, прожив вместе более полувека.
Сегодня маэстро Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу было бы 94.
Свою будущую супругу, уже тогда известную оперную певицу Галину Павловну Вишневскую, он встретил в ресторане «Метрополь». «Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня… Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей».
В тот вечер он настойчиво пытался проводить диву до дома, но она отказала, заявив, что замужем.
А на следующий день судьба свела их вновь – им обоим предстояли гастроли в Праге. Четыре дня потребовалось Ростроповичу, чтобы покорить свою богиню. Четыре дня хватило Вишневской, чтобы распознать в этой вспышке чувств настоящую любовь. В последний день гастролей Мстислав Леопольдович поставил вопрос ребром. «Или ты сейчас же придешь жить ко мне — или ты меня не любишь, и все между нами кончено».
Тогда, оставив за плечами стабильный десятилетний брак, Вишневская сбежала от мужа, прихватив с собой только пару чемоданов.
Оперная дива подарила маэстро двоих дочерей, не боясь испортить фигуру или потерять карьеру, как многие другие артистки. Ростропович был счастлив. Своих дочерей буквально боготворил. С ранних лет он занимался с ними музыкой, старался проводить в кругу семьи как можно больше времени.
Жизнь их была счастливой, но непростой. Будучи по сути своей аполитичными, они, тем не менее, не могли видеть несправедливость и, тем более, участвовать в ней. Ростропович поселил на своей даче опального Солженицына и даже писал открытые письма в его защиту, тем самым открыв конфронтацию с советским правительством. Музыканту буквально перекрывали кислород. Перестали давать залы, лишили работы. Вишневской было чуть легче, она продолжала выступать в Большом, но и ее сделали «невидимой», запретив писать о ней в прессе и на афишах. Ростропович страдал без любимого дела, не находил себе места. От тоски увлекся коллекционированием русского фарфора (коллекцию можно увидеть в Константиновском музее, куда ее передал меценат Алишер Усманов, выкупив с аукциона Сотбис). И однажды Вишневская решила, что дальше так жить нельзя, нужно уезжать. Они выпросили заграничную командировку и улетели. А спустя некоторое время из новостей узнали, что их лишили советского гражданства. Эту обиду звездная пара не смогла забыть. И когда в 1990 году было объявлено, что Ростроповичу и Вишневской возвращают гражданство, они его не приняли.
В эмиграции они обрели поистине мировую известность. Рейган называл Ростроповича «славой Америки», королева Англии посвятила его в рыцари. Он давал по 300 концертов в год, работал на износ. И тем не менее, всегда находил время на тех, кому был нужен. Анекдот из жизни, рассказанный дочерью звездной пары: «Как-то – мы решили справить Новый год в Питере – за несколько часов до Нового года вдруг выяснилось, что куплено мало шампанского. Папа вызвался сходить в магазин. А домой вернулся после 12.00 ночи. Потому что выяснилось, что в магазин его вёз, как папа объяснил, чудеснейший человек-таксист. И что таксист его уговорил, что надо срочно съездить к нему буквально на 10 минут в гости познакомиться с женой, потому что она ему не поверит, что он вез Ростроповича. Пока ездил туда и обратно по просьбе таксиста, папа опоздал с нами встретить с боем курантов в 12 часов Новый год. А вы спрашиваете, как он относился к своей славе. Вот так и относился!»
Золотую свадьбу Ростропович и Вишневская романтично отмечали там, где все началось, в «Метрополе». А спустя два года его не стало. Супруга пережила его на 5 лет, но так и не смирилась с его уходом. «Я никогда не думаю о нем, что его нет. Совершенно спокойно осознаю, что он есть, что он приедет. Просто… он на гастролях».
- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
____________________________
А.Кочетков, 1932
На что мы тратим жизнь! На мелочные ссоры,
На глупые слова, пустые разговоры,
На суету обид, на злобу - вновь и вновь.
На что мы тратим жизнь...
А надо б на любовь.
Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то -
На нудные дела, ненужные заботы...
В угоду обществу придумываем маски...
На что мы тратим жизнь!
А надо бы на ласки.
Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
На "имидж" и "престиж", ненужную науку,
На ложь и хвастовство, на дармовую службу.
На что мы тратим жизнь?..
А нужно бы на дружбу.
Куда-то всё спешим, чего-то добываем.
Чего-то ищем всё - а более теряем;
Всё копим: золото, тряпьё и серебро...
На что мы тратим жизнь!
А надо б на добро.
Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;
С серьёзностью смешной вещички выбираем.
Но сколько не гадай - всё выберешь не ту.
На что мы тратим жизнь...
А надо б на мечту.
Боимся радости, боимся верить в сказки,
Боимся и мечты, и нежности, и ласки;
Боимся полюбить, чтоб после не тужить...
На что мы тратим жизнь?!
А надо просто жить! Сегодня... и Сейчас...